... и горела Волга
New Ribbon
Slide 1 Slide 2 Slide 3 Slide 4 Slide 5 Slide 6 Slide 7 Slide 8
Example Frame
Хроника огненных дней
70 лет Победы в Сталинградской битве
Литература войны

Литература войны

Литература войны значительна и разнообразна; от месяца к месяцу она набирала силу в качестве одного из видов «боевого оружия» в ходе великой битвы против фашизма. Развитие советской литературы в годы войны явилось как бы опровержением известной пословицы: «Когда  гремят пушки, музы молчат». Уже в первые часы войны В.И.Лебедев-Кумач создал текст песни «Священная война», с предельной простотой и мощью выразившей патриотический порыв миллионов советских людей, вставших на защиту родного Отечества. В июньские дни1941г. были напечатаны в центральных газетах и прозвучали по радио стихи Н.Н.Асеева, Д. Бедного, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, Н. С. Тихонова, К. М. Симонова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, Л. М. Леонова и др. писателей.

А. А. Фадеев (справа) и М. А. Шолохов (в центре) на Западном фронте.

Слева – командующий фронтом И. С. Конев. 1941.

Наиболее мобильные жанры литературы – публицистика и поэзия – первыми стали появляться на страницах газет и журналов. Боевая статья и  короткий очерк о героях войны, агитационное стихотворение и песня, сатирический фельетон, политический памфлет и едкая эпиграмма – вот  что чаще всего выходит в это время из-под писательского пера и  тиражируется в газетах или на плакатных листах.

В центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС военными корреспондентами становятся: В. В. Вишневский, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов и др. («Правда»); Л. И. Славин, И. П. Уткин, В. В. Полторацкий и др. («Известия»); В. С. Гроссман, П. А. Павленко, К. М. Симонов, А. А. Сурков и др. («Красная звезда»); А. П. Гайдар, Ю. А. Жуков, А. В. Калинин и др. («Комсомольская правда») и т. д.

Большой отряд писателей работал в штатах фронтовых редакций: С. П. Бабаевский, В. А. Закруткин и др. (газета Закавказского фронта «Боец  РККА»); Е. А. Долматовский, В. А. Кондратенко, Б. Д. Палийчук и  др. (газета Западного, 3-го Белорусского фронта «Красная Армия»); С. А. Бондарин, П. И. Капица, А. А. Луначарский, П. С. Сажин и др. (газета  Черноморского флота «Красный черноморец»); С. С. Наровчатов, С. С. Орлов, А. Б. Чаковский, П. Н. Шубин и др. (газета Волховского –          2-го Белорусского фронтов «Фронтовая правда»).

Б.Л.Горбатов читает сотрудникам газеты «Во славу Родины» главы из повести «Алексей Куликов» – боец». Южный фронт. 1942.

Жесткие запросы военного времени взывали к оперативности, и  каждое сколько-нибудь значительное явление фронтовой жизни находило немедленное отражение на газетных страницах, в листовках, в  выступлениях писателей по радио. Вспоминая в 1944 году суровые дни ленинградской блокады, Н. С. Тихонов писал: «Бывали дни, когда листовка была важнее рассказа, важнее любой поэмы, причем нужно было, как  говорил один генерал на фронте, «исполнить немедленно, а если можно, то и ранее» («Ленинград». 1944. № 13-14. С. 4). В газете впервые появились: «Наука ненависти» М. А. Шолохова («Правда»), «Народ  бессмертен» В. С. Гроссмана («Красная звезда»), «Русские люди» К. М. Симонова («Правда»), «Василий Теркин» А. Т. Твардовского («Красноармейская правда») и др. Именно в статьях и очерках в первую очередь и нашел отражение героизм советских людей на фронте и в тылу, разоблачалась античеловеческая сущность фашизма.

Исключительное значение в пору жестких испытаний приобрела поэзия. С первых дней войны популярностью пользовались песни, броские стихотворные агитки, сатирические стихи. 25 июня 1941 г. появилась в  «Правде» «Песня смелых» А. А. Суркова, затем «Походная песня» («До  свиданья, города и хаты…») М. В. Исаковского. Широкую известность приобрели также «Лирическая песня» и «Бьется в тесной печурке огонь…» («В землянке») А. А. Суркова, «Когда я уходил на фронт» и «Песня о  Днепре» Е. А. Долматовского, «На солнечной поляночке» А. И. Фатьянова. В этих песнях пела душа народа, раскрывались его  надежды, беспредельная самоотверженность. В 1943 г. на слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (музыка А. В.  Александрова) был  создан Гимн Советского Союза.

А. А. Сурков читает стихи бойцам. 1942.

С первых же дней войны вступило в боевой строй разящее оружие сатиры. Сказки-притчи С. Я. Маршака, его каламбуры и эпиграммы, острые подписи под карикатурами («Долг платежом красен», «Подарки с  неба», «Партизанское угощение» и др.) были распространены по всей стране. В басенном жанре с неизменным успехом выступали Д. Бедный, С. В. Михалков. Особым успехом у бойцов пользовались стихи, в которых присутствовала «шутка немудрая», дававшая отдых и разрядку душе.

В творчество советских поэтов входит эпическая тема. Одна из первых поэм военного времени – «Киров с нами» (1941) Н. С. Тихонова, созданная в  блокадном Ленинграде. Словно дозорный, обходит С. М. Киров улицы и  площади города и, с волнением вглядываясь в лица его защитников, проникается великим уважением к их стойкости и мужеству. В том же героически сражающемся Ленинграде в 1942 г. появляются поэмы О. Ф. Бергольц «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», запечатлевшие немыслимо тяжелый блокадный быт, но исполненные вместе с тем веры в неминуемое торжество победы. В январе 1942 г. в  «Правде» был опубликован очерк П. А. Лидова «Таня» о подвиге тогда еще никому не ведомой партизанки, зверски замученной гитлеровцами.

Выдающимся произведением литературы военной поры стала «книга про бойца» А. Т. Твардовского – «Василий Теркин». Еще в те годы названная «энциклопедией военной жизни», она явилась поистине бессмертным памятником советскому солдату. Поэт работал над ней в  продолжение всей войны и последнюю, заключительную главу написал 9 мая 1945 г. А. Т. Твардовский создал конкретный, живой образ рядового воина, который стал символом всего воюющего народа.

А. Т. Твардовский. Смоленская область. Август 1943.

Лирический образ Родины возникает в поэме «Россия» А. А. Прокофьева. В стихотворении «Русской женщине» М. В. Исаковский по-некрасовски поведал читателям о судьбе женщины, вынесшей на своих плечах непомерную тяжесть военных трудов и забот. Заметное место в  поэзии военных лет заняли поэмы «Слово о 28 гвардейцах» Н. С. Тихонова, «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина» М. А. Светлова, «Сын  артиллериста» К. М. Симонова, «Блокада» З. К. Шишовой, «Москва за нами» С. А. Васильева, «Пропал без вести» Е. А. Долматовского, «Похороны друга» П. Тычины, сборники стихов «Герой» и «Стихи победы» Т. Уматалиева, «Письмо» и «Великий марш» М. Элебаева, «Однополчане» С. П. Гудзенко, циклы стихов К. Кулиева и др.

Немалый вклад в литературу военных лет внесли писатели, не  принимавшие участия в боевых действиях. Они сумели показать самоотверженную работу советских тружеников, ковавших победу на  заводах, полях страны. Так появилось немало талантливых произведений, посвященных героям советского тыла: «Испытание» (1942) А. А. Первенцева, «Клятва» (1944) Ф. В. Гладкова.

В годы войны П. П. Бажов пополнял свою «Малахитовую шкатулку» новыми, актуально звучавшими сказами – «Ключ-камень» (1943), «Сказы  о  немцах» (1943) и др.

Серьезный экзамен во время войны с честью выдержала и советская драматургия. Уже в первые месяцы войны появились пьесы («Война» В. П. Ставского, «Накануне» А. Н. Афиногенова, «Навстречу» К. А. Тренева, «Испытание» К. А. Федина, «Дом на холме» В. А. Каверина), составившие начальный репертуар передвижных фронтовых театров. Затем появляются наиболее значительные произведения советской драматургии военных лет: «Фронт» (1942) А. Е. Корнейчука, «Нашествие» и «Русские люди» (1942) Л. М. Леонова. Многообразие художественных исканий проявилось в пьесах «Офицер флота» (1944) А. А. Крона, «У стен Ленинграда» (1944) В. В. Вишневского, «Сталинградцы» (1944) Ю. П. Чепурина и др.

Кинопередвижка на фронте. 1941.

В сложных условиях издавались большими тиражами книги, проводились обсуждения творчества фронтовиков, дискуссии по вопросам текущей литературы, устраивались встречи писателей с бойцами и  офицерами, литературные вечера, отмечавшие память М. Горького, В. В. Маяковского, русских и зарубежных классиков.

Митинг у Бранденбургских ворот в Берлине.

Выступает Е. А. Долматовский. Май 1945.

Советские писатели отдавали все силы и, если того требовала обстановка, жизнь святому делу борьбы с лютым врагом Родины. Среди  погибших на фронте писателей: А. П. Гайдар, Ю. С. Крымов, Е. Петров, В. П. Ставский, И. П. Уткин, Б. М. Лапин… Только после войны по многочисленным публикациям молодых писателей М. В. Кульчинского, Г. К. Суворова, П. Д. Когана и др., не успевших порой напечатать при  жизни ни одного стихотворения, узнали, какие незаурядные литературные таланты сгорели в огне боев.

За участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками более половины членов Союза писателей СССР были награждены орденами. Несколько писателей (П. П. Вершигора, М. Джалиль, Ю. О. Збанацкий и  др.) удостоены звания Героя Советского Союза.

Советская литература времен войны пользовалась огромным успехом во всем мире: в ней миллионы зарубежных читателей видели художественное слово правды о сражениях со злейшим врагом человечества – гитлеризмом.

А. Н. Толстой в 1942 году говорил: «…воюющий народ, находя в себе больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где  только победа или смерть, все настоятельнее требует от своей литературы больших слов. И советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа». Эти  слова советская литература военных лет полностью оправдала.