... и горела Волга
New Ribbon
Slide 1 Slide 2 Slide 3 Slide 4 Slide 5 Slide 6 Slide 7 Slide 8
Example Frame
Хроника огненных дней
70 лет Победы в Сталинградской битве
Литература войны

Фронтовое искусство

Творческие коллективы на Сталинградском фронте Сталинградский фронт действующей армии стал главным объектом культурно-шефской работы советских артистов. Здесь в период 1941–1945 гг. гастролировали, как целые творческие бригады, так и отдельные мастера искусств. 

В годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы (фронтовые театры/бригады) обслуживали части Советской Армии и Военно-морской флот в прифронтовых районах и на фронте, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). В основном работали артисты фронтовых филиалов советских театров и цирков. Фронтовыми становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Свои театральные коллективы создавались также в рядах действующей армии. Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад/театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). Например, фронтовой театр миниатюр ВТО обслуживал воинские части Сталинградского, Северного и 4-го Прибалтийского фронтов (художественный руководитель – Н. Лунд). 


К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – под открытым небом, на вокзалах, в землянках, агитпунктах, медсанбатах и т. д.
Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. 

Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес.

Творчество иногородних артистов для защитников Сталинграда
Художественная интеллигенция в военный период провела на фронтах и в тылу Поволжья 137859 концертов, спектаклей, представлений и выступлений, что составило около 11% от общего количества шефских мероприятий по стране.
За четыре месяца (июль-ноябрь 1942 г.) бригада куйбышевских театров, филармонии под руководством Я. Г. Ядова дала для передовых частей Сталинградского фронта 208 концертов. Затем участники бригады добровольно вошли в творческую группу агитпоезда, проведя к концу 1942 г. на разных участках Сталинградского фронта 224 концерта.
Спецбригада № 6 бригадира И. М. Рудаева саратовского КЭБа (концертно-эстрадной бригады) выступала в сентябре-ноябре 1942 г. перед бойцами легендарных 6-й, 64-й и 57-й советских армий Сталинградского фронта.
В 1942 г. артисты ансамбля НКВД также выступали перед бойцами под Сталинградом. В составе ансамбля пела юная Нина Алексеева (Черменская). Во время одной из бомбежек она вытаскивала раненых, и осколки прошили ей обе ноги. &
Тяжелым этот период был и для артистов Большого театра. Когда началась война, 22-летней танцовщице Сусанне Звягиной было доверено руководить фронтовой бригадой артистов театра. Она более 1,5 тысяч раз выступала на передовой.  

О первом задании театральной бригады актриса вспоминала: «Когда добрались до штаба 4-й армии, места нашего назначения, то нам сказали, что придется вернуться, потому что бои уже идут в Сталинграде. Мы провели собрание группы и упрямо заявили, что никто из нас не уедет. Тогда нас направили в армию генерала Н. Труфанова, расположенную за Волгой. Эту страшную переправу забыть невозможно. Ледяная вода в реке кипела от взрывов, мы видели, как некоторые из соседних лодок уходили под воду. Бог помог, мы достигли берега. Первая встреча была с командиром дивизии генералом Калининым. Он, мужественный, красивый, сильный, подошел к нам, поздоровался и признался, что... не хотел нашего приезда. Потом улыбнулся и добавил: «Но раз вы все-таки здесь, то держитесь. Будет тяжело: ваши зрители будут в окопах, а вы – наверху». Мы вставали в четыре утра, концерты начинались в пять, пока не рассеялась предрассветная мгла».


Первый концерт в осажденном Сталинграде дался не менее тяжело: «Вдоль окопов нас повели на песчаную площадку. Вокруг уже сидели зрители, из-под земли только головы торчали. Нас подсаживали, вынимая из окопов на «сцену». Снимать черные ватники не разрешили, так как пространство далеко просматривалось. Я ослушалась и отплясывала цыганский танец в яркой юбке. Концерт шел невероятно: бойцы, естественно, не кричали и не аплодировали, но мы чувствовали, что им нравится, по шепоту и какому-то волнующему движению. Концерт подходил к финалу, когда послышался странный звук. Это был самолет-разведчик. Выступление прервали, и Калинин по рации дал распоряжение убрать нас в безопасное место, но тут же начался минометный обстрел, раздалась команда: «На землю! Врассыпную! Ложись!». Шесть часов мы лежали ничком. Тогда я поняла, что выражение «вгрызаться в землю» – не метафора. Хотелось слиться с землей, пальцы сжимали комья, мы остались без ногтей, руки были в крови. И еще ощущение всепоглощающего страха. Страшнее всего было, когда пули свистели над головой. Тогда мы еще не знали, что свиста не стоит бояться, его издают пули, пролетающие мимо. Гораздо опаснее тишина. Бог миловал нас и на этот раз. Все остались живы, но царапин и мелких ранений не избежал никто.  Мы, конечно, тогда не понимали, но оказалось, благодаря концерту удалось установить расположение врага, когда фашисты открыли огонь. Калинин назвал нас героями».  

На передовой Сталинградского фронта родился творческий союз поэта Евгения Долматовского и композитора Марка Фрадкина. Они встретились в декабре 1942 г. Очень популярными среди участников Сталинградской битвы были песни М. Фрадкина и Е. Долматовского «У нас в Сталинграде», «Колечко» и многие другие.


Сталинградские артисты «для фронта, для Победы»!  
Сталинградские артисты тоже вложили свое высокое искусство в общую Победу над фашизмом.
Практически все творческие коллективы Сталинграда днем выступали с концертами перед воинскими частями местного гарнизона, призывниками на мобилизационных пунктах, а в ночное время, разбившись на группы самозащиты, охраняли здания театров, других учреждений культуры от налетов немецкой авиации. Война не оставила безучастными ни актеров, ни их публику.


Коллектив Сталинградского драмтеатра, стремясь внести достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков, каждый понедельник давал спектакль, весь сбор от которого поступал в Фонд обороны СССР (всего на общую сумму – 43968 руб. деньгами и 28455 руб. облигаций).
Труппа драмтеатра проработала в городе до августовских бомбежек 1942 г. Имущество драмтеатра погибло в огне, а актеры с большим трудом переправились через горящую Волгу.

Творческий коллектив Сталинградского театра музыкальной комедии также жил напряжённой жизнью прифронтового города: выезжал с шефскими концертами в действующую армию, участвовал в строительстве оборонительных рубежей, дежурил в госпиталях.
Всю войну на территории Сталинградской области продолжались концерты, из них множество – в Фонд обороны СССР. В эти годы артисты Сталинградской филармонии дали 760 концертов. Директором филармонии был Г. С. Герцев. Среди передовиков военно-шефской работы Поволжья во время Великой Отечественной войны были Г. С. Герцев, Д. И. Зубовский, Е. В. Лер.


По предложению председателя Городского комитета обороны Сталинграда А. С. Чуянова в первые месяцы войны была создана одна из первых художественно-творческих бригад.
Большим успехом выступления сталинградских бригад пользовались у моряков Волжской флотилии. В августе 1942 г. на сторожевых катерах флотилии известные артисты Сталинградского театра музыкальной комедии Г. В. Палей, А. В. Ильинский, И. А. Монгаров, А. Я. Камский, А. И. Аренский и другие дали последний шефский концерт.

Участвовали в концертах и артисты-кукольники, ставя отрывки из пьес: куклы исполняли злободневные частушки о фашистах, о Муссолини; ставился номер «Сон Гитлера», скетч «Доннер-веттер, или как Гитлер черту душу отдавал» и другие.  На оборонительный период Сталинградской битвы (17 июля – 18 ноября 1942 г.) в Сталинградской области насчитывалось более 100 госпиталей. Основная часть шефской помощи артистов приходилась в этот период именно на госпитали. Кроме концертов, устраиваемых в госпиталях для ходячих больных, ими проводились палатные или «концерты-конвейеры» для тяжелораненых. Артисты группами по 3–4 человека, переходя из палаты в палату, давали мини-концерты из 4–5 номеров. Такая своеобразная психотерапия помогала человеку поверить в себя, в свое окончательное выздоровление.

В грозные дни войны коллективы сталинградских театров и эстрадные бригады провели большую шефскую работу. Из решения облисполкома о работе областного отдела по делам искусств от 9 июня 1943 г.: «Исполком облсовета констатирует, что до осады города Сталинграда работники искусств провели большую работу по обслуживанию населения города и области, особенно госпиталей и воинских частей.  Только спектаклями и концертами обслужено 1185 тыс. зрителей, в госпиталях и воинских частях дано 3510 концертов с охватом 1053 тыс. бойцов, командиров и политработников. Коллективы художественной самодеятельности провели 2341 концерт, обслужив 720 тыс. человек.
При удовлетворительной тематике, качестве концертов и спектаклей театры области перевыполнили производственные финансовые планы и дали чистого накопления 1668 тыс. руб.
Исполком облсовета отмечает, что коллективы драмтеатров, музкомедии и ТЮЗа проявили исключительную активность в обслуживании трудящихся, особенно бойцов, командиров и политработников воинских частей и госпиталей. Творческие работники активно участвовали и оказывали необходимую помощь подшефным госпиталям».


В феврале 1943 г. советские войска одержали историческую победу под Сталинградом.
Итогом концертной деятельности 6 фронтовых артистических бригад Сталинградской области за период 1943–1945 гг. стали проведенные 1290 концертных представлений, на которых присутствовало около 110 тыс. красноармейцев.

Недаром в дни первой годовщины сталинградской победы торжественно были вручены медали «За оборону Сталинграда» служителям искусств, артистам и музыкантам: Е. П. Мязиной, И. Г. Овчаренко, Е. Я. Евгеньевой, К. А. Синицыну, А. И. Спирину, Ф. Н. Абакумову, Д. Л. Палей, Ю. К. Майской, А. В. Ильинскому, А. Г. Соколовой, В. М. Клюкину, Д. Г. Осадской, Д. И. и Е. К. Зубовским, К. Колчевой, Л. Н. Новскому, В. Н. Рогожину, С. А. Лазареву.  

*Использованы фрагменты изданий из фондов Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького